Как выбрать краски и лаки по дереву для внешних работ


Лакокрасочные материалы для наружного применения не отличаются экологической безопасностью, но при этом обеспечивают качественную защиту древесины. Сегодня будем разбираться с разновидностями таких покрытий, областью их применения и правилами нанесения на деревянные поверхности.

Общая классификация

Рассматриваемые нами сегодня краски и лаки специальной терминологией обозначены как «Защитно-декоративные атмосферостойкие средства для обработки древесины». В этом названии отражены основные функции, набор которых характеризует отдельно взятый состав и устанавливает область его применения. Так, по первому признаку определяют: способно ли покрытие нести декоративную функцию, либо же оно предназначено исключительно для защиты дерева. Второй признак — на каком этапе обработки применяется то или иное средство: например, при трёхэтапном вскрытии первой наносят пропитку, затем грунт, и в последнюю очередь — эмаль или лак.

Столь высокое разнообразие свойств было бы невозможным без варьирования химического состава. Главным образом свойства покрытия зависят от связующего, которое может быть плёнкообразующим или нет, основываться на алкидных и полиуретановых смолах, либо же на водной дисперсии или другой базе. Наконец, не последнюю роль играют присадки: ускорители полимеризации, образователи UV-фильтра и иже с ними. В последнем аспекте разница будет заметна только у ЛКМ разных производителей, то есть две эмали ПФ-115 разных торговых марок будут обе базироваться на пентафталефых смолах, при этом содержание сиккатива, растворителя и пигментов в них будет разным. Это, в свою очередь влияет на качество и стоимость краски.

Третий признак, по которому отличаются материалы — декоративные свойства. Дерево — материал с высокой эстетической ценностью, соответственно и краски могут либо укрывать поверхность монохромной непрозрачной плёнкой разной степени глянцевости, либо тонировать саму древесину на некоторую глубину. Краски с разной укрывистостью по-своему меняют текстуру древесины. Таким образом морилки и глифталевые эмали можно использовать для обработки брашированной древесины, что даёт очень интересный визуальный эффект. Это же относится к лакам: они могут тонировать древесину с разной интенсивностью, выделять текстуру или содержать долю обычного красящего пигмента.

Какими свойствами должны обладать покрытия

Дерево большинства промышленных пород требует защитной обработки. Свойства, которые покрытия придают деревянному изделию, определяются уязвимостью древесины к следующим факторам:

  1. Влажность — при набухании и высыхании пиломатериалы меняют свои размеры линейно и ортогонально. Плёнкообразующие краски и лаки надёжно ограждают древесину от намокания, снижая впитываемость практически до нуля.
  2. Болезнетворная микрофлора — одна из основных причин быстрого старения и потери прочности. Способность дерева быть питательной средой для микроорганизмов устраняется двумя способами: обработкой антисептиками, убивающими плесень, а также консервацией дерева с помощью плёнкообразующих покрытий.
  3. Насекомые вредители — фактор сродни предыдущему, методы противодействия те же. Разница лишь в том, что вместо антисептика используются инсектициды, а консервация включает в том числе и закупорку крупных сосудов, за счёт чего отверждаются мягкие волокна.
  4. Пламя — древесина имеет группу горючести Г4, снизить её можно за счёт правильной обработки. Пропитка антипиренами и включение последних в финишное покрытие позволяет обеспечить группу горючести деревянных изделий до Г2-Г3, что расширяет область их применения в строительстве и наружной отделке.
  5. Солнечный свет — на нём древесина сереет в течение считанных лет. Прозрачные покрытия имеют в своём составе фотофильтр, задерживающий ультрафиолетовое излучение и не позволяющий ему оказывать пагубное воздействие на поверхность дерева.
  6. Колебания температуры. Общая защитная способность краски определяется химическим составом основы: восстанавливает ли она форму после нагревания и сохраняет ли пластичность на морозе. В этом плане себя лучше других проявляют полиуретановые и алкидные эмали, хуже всех — масляные.
  7. Загрязнения — из-за своей маркости и отсутствия антистатических свойств древесина является довольно марким материалом. Однако наличие плёнки на поверхности и закупорка пор позволяют удалять загрязнения быстро и просто, при этом дерево становится менее восприимчивым к агрессивной химии.

Не всегда нужно, чтобы в одной краске или лаке сочетались все перечисленные свойства. Так, детали деревянного ростверка можно просто защитить от влаги, насекомых и органики, а вот для натурального сайдинга потребуется состав, стойкий к выцветанию, хорошо моющийся и ограничивающий горение. Основные и специальные свойства обычно указаны условными обозначениями на этикетке.

Разница между краской, лазурью и лаком

Остановимся подробнее на декорирующих свойствах ЛКМ по дереву. Существует три базовых способа покрытия древесины: с сохранением текстуры, фактуры и обоих компонентов. В зависимости от поставленной цели используются различные составы и способы их нанесения. И если работа с эмалью редко отличается спецификой именно в отношении дерева, то лессирующие и лакирующие составы требуют более избирательного подхода.

С лаком всё наиболее просто: он относится к плёнкообразующим ЛКМ, то есть создаёт на поверхности дерева непроницаемую оболочку. Лак может быть прозрачным, тонированным в цвет от бледно-янтарного до шоколадного, а также колерующим, то есть содержащим пигменты в количестве 5–10% от общей массы. Лаки на водной основе крайне редки, в основном база представлена смолами на органических растворителях. Таким образом в зависимости от основы лака может фиксироваться различная его впитываемость не только для разных пород древесины, но и для волокон различной плотности в одном изделии. Эти различия наиболее хорошо видны при покрытии тонированным лаком: выделение текстуры отчётливо наблюдаемо, поэтому правильным решением при выборе прозрачного покрытия будет иметь под рукой образец древесины, из которого изготовлено обрабатываемое изделие, для нанесения проб.

Лазури (глейзы) — это некое промежуточное звено между красками и лаками. Понятие лессирующих красок охватывает две довольно крупные группы: колерованные полупрозрачные, а также полностью непрозрачные и не образующие плёнку при высыхании. Таким образом в первом случае частично сохраняется визуальная текстура, а во втором — шероховатость древесины и её рельефный рисунок. Обратим внимание, что для полупрозрачных лазурей цвет и богатство текстуры решающей роли не играют. При этом составы второго типа требуют тщательной обработки деталей, ведь такого рода покрытие не способно скрывать дефекты поверхности.

Правила разведения и смешивания

К краскам для применения в наружной отделке действуют менее строгие требования санитарной и экологической безопасности. Водорастворимые дисперсии для внешних работ по дереву встречаются редко, разве только в ряду фасадных красок, для которых просто допускается нанесение на древесину. Подавляющее большинство ЛКМ по дереву для наружного применения основаны на смолах, разведённых в органическом растворителе, или полимеризованных маслах (олифе).

Смешивать краски можно, хотя и не имеет смысла. В основном так поступают при обработке деталей, не имеющих декоративной значимости. Однако следует проявлять осторожность: между собой полностью совместимы только краски на масляной основе. При их смешивании потеря насыщенности цвета наименее заметна, однако сам процесс перемешивания должен быть очень тщательным. Краски на водной основе можно смешивать только между собой, но не всегда. К примеру, латексные краски обычно теряют характерную фактуру поверхности. В некоторых случаях возможно расслоение или выпадение дисперсии в осадок. Гарантирована совместимость красок на идентичном типе связующего. Главный минус такого смешивания — необратимая потеря насыщенности итогового цвета, поэтому смешивать краски лучше до колеровки.

Иногда консистенцию краски приходится регулировать в зависимости от метода нанесения. Если необходима более жидкая краска — используют те же растворители, которые входят в её основу. Иногда приходится ускорять твердение путём внесения сиккативов, например, для нанесения более толстого слоя за один проход пульверизатором, требующий, чтобы отверждение краски протекало быстрее. Применять сиккативы следует более избирательно: лучше использовать те, которые включены в состав, что достаточно легко определить по ГОСТу на краску. Но есть и универсальные сиккативы для красок на алкидной и масляной основах, обладающие дополнительными свойствами, например, отложенного действия или снижением растекаемости. Ускорители твердения почти никогда не применяют в работе с воднодисперсными красками, ведь они и так очень быстро сохнут.

Способы нанесения лаков и красок

Выбранная вами краска должна допускать использование выбранного инструмента, о чём свидетельствуют соответствующие пиктограммы на этикетке. Но и это ещё не всё: краска должна иметь определённую консистенцию, которая обычно достигается путем её смешивания со значительным объёмом растворителя. Отсюда и происходит преувеличение об ужасающем расходе пульверизаторов: в их баках порой находится до 50–70% растворителя, который сам по себе достаточно дешёв. В комплекте с большинством пульверизаторов идёт воронка Шелла или Форда для измерения вязкости, а также инструкция и оптимальные для этого инструмента параметры.

Пульверизатор предназначен для окрашивания рельефных изделий и широких пространств, где требуется минимальное различие в цвете. Наиболее полезным пульверизатор (даже ручной электрический) оказывается при обработке резных деталей, особенно при обилии небольших сквозных отверстий. Чем меньше размер окрашиваемых деталей, тем более узким должен быть факел, иначе краска будет разлетаться без всякого толку.

Окраска валиком — идеальный вариант для больших плоскостей, в основном благодаря высокой скорости нанесения. Валик наносит на поверхность ровно столько, сколько на ней может остаться, соответственно и равномерность покрытия более высокая. Валик бесполезен при обилии рельефных элементов, красить им сайдинг — сплошное мучение. Другие два способа — тампон и кисть — используют там, где не подошёл ни один из ранее перечисленных. В основном это труднодоступные места, куда не добрался валик, а также детали сложной формы, такие как стены сруба.

 

-->
Яндекс.Метрика