Выставка “Эль Лисицкий” в Москве: легенда авангарда


16 ноября в Еврейском музее и центре толерантности и Новой Третьяковке открывается первая в России масштабная ретроспектива великого художника-авангардиста Эля Лисицкого. 

Конструктор (автопортрет). Собрание Государственной Третьяковской галереи. 1924.

Конструктор (автопортрет). Собрание Государственной Третьяковской галереи. 1924.

Выставочный проект “Эль Лисицкий” – это первая ретроспектива художника в России и первая совместная работа Еврейского музея и Третьяковской галереи, так что к проекту стоит отнестись серьезно. Главная цель кураторов – познакомить российского зрителя с творчеством Лисицкого и показать, каким образом он повлиял на архитектуру и дизайн XX века. 

Обложка каталога Первой выставки русского искусства в Берлине. Эскиз. Вариант. 1922. Калька, тушь, гуашь, графитный карандаш. 27 х 19. Государственная Третьяковская галерея.

Обложка каталога Первой выставки русского искусства в Берлине. Эскиз. Вариант. 1922. Калька, тушь, гуашь, графитный карандаш. 27 х 19. Государственная Третьяковская галерея.

Художник Эль Лисицкий является одним из главных представителей русского и европейского авангарда. Помимо создания собственного графического языка, он изобрел уникальный художественный формат – проун (проект утверждения нового). Это визуальные композиции, в которых Лисицкий, вдохновленный Малевичем, пытался оживить и перенести плоскостной супрематизм в область архитектуры. 

Фигура из геометрических форм. Около 1922. Вариант проуна 43. Бумага, наклеенная на картон, графитный и цветные карандаши, наклейки из цветной бумаги. 49,4 х 29,9. Государственная Третьяковская галерея.

Фигура из геометрических форм. Около 1922. Вариант проуна 43. Бумага, наклеенная на картон, графитный и цветные карандаши, наклейки из цветной бумаги. 49,4 х 29,9. Государственная Третьяковская галерея.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Посетители смогут познакомиться со всеми этапами творчества Лисицкого и главное – увидеть все форматы, в которых успел поработать универсальный художник. Произведения раннего периода творчества Лисицкого и в том числе работы, связанные с его деятельностью в еврейской культурно-общественной организации “Культур-лига”, выставлены в Еврейском музее и центре толерантности. Там же будут показаны его работы, выполненные в роли графического дизайнера и театрального художника, типографика, фотоколлажи и документальные фотографии. 

Эль Лисицкий. “Клином красным бей белых”. 1920. Витебск. Плакат, цветная литография. Российская Государственная библиотека.

Эль Лисицкий. “Клином красным бей белых”. 1920. Витебск. Плакат, цветная литография. Российская Государственная библиотека.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу посетители смогут увидеть еще двести работ художника, в том числе легендарные проуны и архитектурные проекты Лисицкого. “Жемчужины” выставки – живописные проуны 1920-х годов (в то время художник работал в Германии) Лисицкого из зарубежных собраний, впервые привезенные в Россию. 

Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта. Бумага черная, глянцевая, наклейки из цветной бумаги, черная, цветная тушь, кисть, перо, печать. 22,8 х 15,5. Государственная Третьяковская галерея.

Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта. Бумага черная, глянцевая, наклейки из цветной бумаги, черная, цветная тушь, кисть, перо, печать. 22,8 х 15,5. Государственная Третьяковская галерея.

Обложка журнала Wendingen. Эскиз. Вариант. 1922. Калька, черный карандаш, гуашь, тушь. 15,2 х 23. Государственная Третьяковская галерея.

Обложка журнала Wendingen. Эскиз. Вариант. 1922. Калька, черный карандаш, гуашь, тушь. 15,2 х 23. Государственная Третьяковская галерея.

Проун 43. Около 1922. Бумага черная тисненая, наклеенная на картон, гуашь, акварель, тушь, графитный карандаш, алюминиевая краска, чертежные инструменты, наклейки из цветной бумаги. 66,8 х 49. Государственная Третьяковская галерея.

Проун 43. Около 1922. Бумага черная тисненая, наклеенная на картон, гуашь, акварель, тушь, графитный карандаш, алюминиевая краска, чертежные инструменты, наклейки из цветной бумаги. 66,8 х 49. Государственная Третьяковская галерея.

Проун 23. Эскиз. Вариант. 1919. Графитный карандаш, тушь, гуашь. 17,7 х 22; 9,6 х 12,3. Государственная Третьяковская галерея.

Проун 23. Эскиз. Вариант. 1919. Графитный карандаш, тушь, гуашь. 17,7 х 22; 9,6 х 12,3. Государственная Третьяковская галерея.

Проун 1Е (“Город”), 1919–1920. Фанера, масло. Азербайджанский Национальный музей искусств им. Р. Мустафаева.

Проун 1Е (“Город”), 1919–1920. Фанера, масло. Азербайджанский Национальный музей искусств им. Р. Мустафаева.

Когда: 16 ноября 2017 года – 18 февраля 2018 года

Где: Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82, Новая Третьяковка

Москва, ул. Образцова, 11, стр. 1а, Еврейский музей и центр толерантности

Let’s block ads! (Why?)

-->
Яндекс.Метрика