Американский фотограф Джейд Доскоу создала фотопроект, посвященный забытым архитектурным объектам мировых Expo, и назвала его очень символично: “Потерянные утопии”.
Впервые Джейд задумалась об этой теме в 1992 году в время семейного путешествия по Испании. Они наткнулись на остатки Expo 1992 в Севилье: заброшенные или полупустые павильоны, фонтаны, заросшие мусором, пустые флагштоки звенят на ветру. После возвращения в родной Нью-Йорк Джейд всерьез увлеклась этой темой и начала изучать “феномен международных выставок”.
“Когда я погрузилась в эту обширную тему, то поняла, что это огромный мир, в котором пересекается множество тем и идей, заключенных в исторический и культурный контекст. Все это в итоге выливается в огромные зоны на окраинах городов, наполненные миксом из странных сооружений и футуристичных (или неоклассических) заброшенных павильонов”, – рассказывает Джейд. Такая картина и заинтересовала фотографа, и в 2007 году она начала осознанно снимать свой проект.
“В отличие от традиционной архитектуры, эти места изначально созданы, для того чтобы быть временными. Но, когда Expo закрывается, не всегда понятно, что делать с этими конструкциями и как их применить. Поэтому они превращаются в такие утопические места, которые я фотографирую”.
Джейд говорит, что все запечатленные ей места разные, и они никогда не повторяются – в этом и есть уникальность выбранной темы. Тем не менее, как это ни странно, эти объекты продолжают видоизменяться со временем. Фотограф несколько раз возвращалась на одно и то же место, чтобы переснять его.
Практически все свои работы Джейд сделала на пленочную широкоформатную камеру Arca-Swiss. “Это медленно и тяжело, но мне нравится сбавить темп и спокойно погрузиться в окружающую среду”.
Этот утопический фотопроект вылился в целую книгу, которую выпустили в 2016 году. Сейчас Джейд готовится к открытию персональных выставок в США и работает над другими проектами.