В коллекциях этой мануфактуры не найти ультрамодных форм или росписей. Herend никогда не сотрудничали с дизайнерами, на их счету лишь несколько совместных проектов с художниками, да и те гармонично вписываются в общую ДНК бренда. В самом начале венгерская компания выпускала фарфоровые изделия, похожие на лучшие исторические образчики, но со временем нашла свой собственный стиль и свою нишу.
Подражания работам старинных мануфактур в Мейсене, Севре и Вене способствовали росту и развитию Herend: аристократические венгерские семьи начали заказывать на фабрике копии утраченных фамильных сервизов. Признанием высокого мастерства исполнения реплик можно считать тот факт, что итальянский королевский двор попросил Herend восполнить недостающие предметы старинного китайского сервиза.
А английская королева Виктория прославила бренд на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Она приобрела приглянувшийся ей сервиз с бабочками и цветами (посуда с этим узором, названным в ее честь, выпускается до сих пор), чем спровоцировала интерес к Herend.
Все выставочные образцы были распроданы, а на фабрику посыпались заказы. Еще одна известная историческая личность, посодействовавшая успеху венгерской компании, – Франц Иосиф. В 1862 году он награждает фабрику императорским орденом, а в 1864-м передает ей права на производство запатентованных изделий закрывшейся Венской мануфактуры.
Однако успех и слава пришли к компании не сразу. Первая фарфоровая мастерская в деревушке Херенд появилась в 1820-х годах. Ее открыл мастер Винце Штингл, который экспериментировал с фарфоровой массой и пытался наладить серийное производство. Это требовало больших капиталовложений, которых у него не было, поэтому в истории появляется второе действующее лицо – предприниматель Мор Фишер, который купил заводик и раскрутил его. Официально годом основания мануфактуры Herend считается 1839-й.
Стоит отметить, что с тех пор на фабрике мало что изменилось: появились только электрические печи для обжига и автоматическая линия для приготовления смеси. Все остальное по-прежнему делается вручную. За сто девяносто лет выпущено немало фарфоровых изделий, и каждое из них в Herend могут сделать вновь.
В архивах фабрики хранятся образцы всех предметов. Кстати, работники часто сами пользуются своими же запасами, “реанимируя” старые росписи. К примеру, в 2017-м узором года признан Vieux. В переводе с французского название означает “старый” – и ему действительно больше ста пятидесяти лет.