Ленин и кока-кола: Александр Косолапов в ММОМА


Первая персональная выставка русско-американского художника Александра Косолапова откроется в ММОМА 29 ноября.

Ленин-кока-кола. 1982. Холст, акрил. 117 × 188<br />Tsukanov Family Foundation, Лондон

Ленин-кока-кола. 1982. Холст, акрил. 117 × 188
Tsukanov Family Foundation, Лондон

В 1974 году Александр Косолапов сделал свой первый соц-артовский объект — «Учись, сынок!» Человек в форме советского офицера, но без лица, наставляет своего сына, одетого в такую же серо-суконную форму и сидящего за столом с казенной лампой. Следом появилась «Аврора» — картонная коробка с изображением героического корабля, но с неожиданным содержимым: внутри наивный пейзаж, собранный из мусора, найденного на помойке. Соединение героического и лирического, иронии и наива, пафоса и мещанства стало «фирменным блюдом» художника.

А. Косолапов. Учись сынок. 1973 <br />Смешанная техника. 20,5х17/7х4 <br />Собрание Симоны Сохранской, Москва

А. Косолапов. Учись сынок. 1973
Смешанная техника. 20,5х17/7х4
Собрание Симоны Сохранской, Москва

В Америке, куда Косолапов уехал в 1975 году, это блюдо оказалось настолько острым, что художник чуть не попал под суд: компания «Кока-кола» увидела в его работе, соединяющей профиль Ильича с бутылкой кока-колы, диффамацию своего продукта.

А. Косолапов. Горби (золотой). 1989 <br />Холст, акрил, шелкография. 172,2 х 142,2 <br />Частное собрание, Женева

А. Косолапов. Горби (золотой). 1989
Холст, акрил, шелкография. 172,2 х 142,2
Частное собрание, Женева

Выставка открывается именно этой работой: по замыслу авторов экспозиции, она должна подготовить посетителей к тому, что ему предстоит увидеть. Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества пионера соц-арта.

А. Косолапов. Малевич - Черный квадрат, 1987<br />Холст, масло. 119,5 х 173

А. Косолапов. Малевич — Черный квадрат, 1987
Холст, масло. 119,5 х 173

В тринадцати залах ММОМА последовательно раскрывается творческая биография художника: от первых экспериментов в построении бинарных систем к политическому соц-арту периода эмиграции. Переломным моментом куратор выставки, американский арт-критик и поэт Картер Рэтклиф и архитектор Сергей Ситар считают разгром «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду посвящен второй зал, в котором выстроена инсталляция «Бульдозер-шоу».

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992<br />Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)<br />Собрание автора

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46×35,5х33 (каждый)
Собрание автора

Остальные одиннадцать залов отданы американским работам, в которых Александр Косолапов продвигает свою ключевую теорию — об идентичности советского строя и капиталистического империализма. У публики они вызывают самые разные реакции, от восторга до возмущения. Транспарант «Да здравствует диктатура пролетариата», который Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили на время одного из перформансов, заставил беспокоиться даже агентов ФБР.

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992<br />Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)<br />Собрание автора

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46×35,5х33 (каждый)
Собрание автора

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992<br />Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)<br />Собрание автора

А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46×35,5х33 (каждый)
Собрание автора

А. Косолапов. McLenin's Next Block, 1991<br />Холст, акрил, 178 х 91

А. Косолапов. McLenin’s Next Block, 1991
Холст, акрил, 178 х 91

А. Косолапов. Мики Малевич, 2006<br />Дерево, бронза. 152 х 52,7 x 57<br />Собрание галереи Vallois, Париж

А. Косолапов. Мики Малевич, 2006
Дерево, бронза. 152 х 52,7 x 57
Собрание галереи Vallois, Париж

А. Косолапов. Malevich - Malboro 1997<br />Холст, акрил 122х108 <br />Собрание Московского музея современного искусства

А. Косолапов. Malevich — Malboro 1997
Холст, акрил 122х108
Собрание Московского музея современного искусства

А. Косолапов. Голубая икра, 1991<br />Холст, акрил. 144х162<br />Собрание Московского музея современного искусства

А. Косолапов. Голубая икра, 1991
Холст, акрил. 144х162
Собрание Московского музея современного искусства

А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора

А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора

А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора

А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора

 

-->
Яндекс.Метрика