Первая персональная выставка русско-американского художника Александра Косолапова откроется в ММОМА 29 ноября.
В 1974 году Александр Косолапов сделал свой первый соц-артовский объект — «Учись, сынок!» Человек в форме советского офицера, но без лица, наставляет своего сына, одетого в такую же серо-суконную форму и сидящего за столом с казенной лампой. Следом появилась «Аврора» — картонная коробка с изображением героического корабля, но с неожиданным содержимым: внутри наивный пейзаж, собранный из мусора, найденного на помойке. Соединение героического и лирического, иронии и наива, пафоса и мещанства стало «фирменным блюдом» художника.
В Америке, куда Косолапов уехал в 1975 году, это блюдо оказалось настолько острым, что художник чуть не попал под суд: компания «Кока-кола» увидела в его работе, соединяющей профиль Ильича с бутылкой кока-колы, диффамацию своего продукта.
Выставка открывается именно этой работой: по замыслу авторов экспозиции, она должна подготовить посетителей к тому, что ему предстоит увидеть. Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества пионера соц-арта.
В тринадцати залах ММОМА последовательно раскрывается творческая биография художника: от первых экспериментов в построении бинарных систем к политическому соц-арту периода эмиграции. Переломным моментом куратор выставки, американский арт-критик и поэт Картер Рэтклиф и архитектор Сергей Ситар считают разгром «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду посвящен второй зал, в котором выстроена инсталляция «Бульдозер-шоу».
Остальные одиннадцать залов отданы американским работам, в которых Александр Косолапов продвигает свою ключевую теорию — об идентичности советского строя и капиталистического империализма. У публики они вызывают самые разные реакции, от восторга до возмущения. Транспарант «Да здравствует диктатура пролетариата», который Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили на время одного из перформансов, заставил беспокоиться даже агентов ФБР.