Графика Пикассо в музее на Истре


Для поездки в Истру, где на берегу реки стоит древний Воскресенский монастырь, появился ещё один весомый повод: здесь в музейном комплексе “Новый Иерусалим” открывается выставка печатной графики Пабло Пикассо. Куратором выставки выступит Борис Фридман, крупнейший в России коллекционер и знаток жанра livre d’artiste (“книга художника”). Его собрание редких печатных изданий, оформленных Пабло Пикассо, составит основу масштабной экспозиции.

Пошуар. Эскизы костюмов коррехидора и мельника к балету «Треуголка», 1920, Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

Пошуар. Эскизы костюмов коррехидора и мельника к балету «Треуголка», 1920, Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

Жанр livre d’artiste, объединяющий творческие усилия художника и автора текста, издателя и печатника, – особое явление в искусстве 20-го века. Изданные небольшими тиражами (от десятков до пары сотен экземпляров), напечатанные на специальной бумаге, оформленные авторской графикой, а иногда и трафаретными рисунками или коллажами, такие книги выражали мечту авангарда о синтезе текста и образа, плоского изображения и трёхмерного объекта. В жанре livre d’artiste проявили себя почти все крупные художники модернизма: Анри Матисс, Хуан Миро, Жорж Брак, Оскар Кокошка, но особый вклад в него внёс Пабло Пикассо. Специалисты насчитывают 156 изданий livre d‘artiste с его оригинальной печатной графикой — офортами, литографиями, линогравюрами.

Пабло Пикассо. Акватинта, сухая игла. Иллюстрация из <br />издания Пьер Реверди «Плывун», 1966. Собрание Бориса Фридмана.

Пабло Пикассо. Акватинта, сухая игла. Иллюстрация из
издания Пьер Реверди «Плывун», 1966. Собрание Бориса Фридмана.

Выставка охватывает большой временной период с 1919 по 1969 год, и представляет 13 изданий, оформленных Пикассо. Среди них иллюстрации к комедии Аристофана, к сочинениям Тристана Тцары, Мориса Тоски, Роберта Годе. Один из самых интересных экспонатов — книга мемуаров самого Пикассо, которые он написал в конце 1950-х и озаглавил именем знаменитой картины Эль Греко “Погребение графа Оргаса”. Текст воспоминаний — “образчик великой запутанной поэзии”, ¬ — по выражению поэта Рафаэля Альберти, Пикассо дополнил тринадцатью офортами. В печатное издание они вошли вместе с факсимиле рукописи, исполненной цветными карандашами.

Слева: Литография. Титульный лист из издания Пьер Реверди «Песни мертвых», 1948. Справа: иллюстрация из издания Пьер Реверди «Песни мертвых», 1948. Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

Слева: Литография. Титульный лист из издания Пьер Реверди «Песни мертвых», 1948. Справа: иллюстрация из издания Пьер Реверди «Песни мертвых», 1948. Пабло Пикассо. Собрание Бориса Фридмана.

Отдельный раздел выставки занимает серия литографий к поэме ”Песнь мертвых” Пьера Реверди, написанной во время Второй Мировой войны. Для её издания в 1948-м году Пикассо создал 125 работ — серию драматичных и экспрессивных литографий, похожих на первобытные, начертанные кровью знаки.

Пабло Пикассо. Офорт. Иллюстрация из  издания Фернан<br />Кроммелинк «Великолепный рогоносец»,  1968. Собрание Георгия Генса.

Пабло Пикассо. Офорт. Иллюстрация из  издания Фернан
Кроммелинк «Великолепный рогоносец»,  1968. Собрание Георгия Генса.

Специалисты предостерегают: не стоит относиться к печатной графике livre d’artiste исключительно как к иллюстрации текста. Она одновременно и комментарий, и авторская интерпретация, и самостоятельное произведение искусства.

Когда: 17 декабря-16 марта

Где: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1, Музей “Новый Иерусалим”

 

-->
Яндекс.Метрика