В первый же день работы в отель Bulgari Resort Dubai заехало около сотни человек. И едва ли не половина из них — местные жители, рослые мужчины в белых рубахах в пол и их спутницы в развевающихся черных одеждах. Авторы проекта Патриция Валь и Антонио Читтерио могут праздновать успех: за пару дней до официального открытия архитекторы говорили, что будут считать свою работу по-настоящему удачной, если в новый отель потянутся не только туристы-иностранцы, но и жители Эмиратов.
Дубай — город, ставший за полвека одним из крупнейших мегаполисов мира и выстроивший у себя в центре самый высокий, почти километр в высоту, небоскреб. Здесь крутятся огромные деньги, а торговые центры такого размера, что по ним приходится передвигаться на маленьких автомобильчиках. Но люди остаются людьми, и в конечном счете всегда побеждает среда, соразмерная человеку, и принципы, сложившиеся за столетия истории европейских городов. Именно такой городок, в котором по грубым прикидкам могут одновременно находиться до тысячи человек, и построили миланские архитекторы на искусственном острове в виде морского конька — до большой земли здесь всего несколько минут на машине, но с пляжа Дубай видится лишь графичным лесом небоскребов.
Дубайский курорт — уже пятый гостиничный проект бюро Citterio Val для Bulgari. Учитывая, что все отели имеют общие “родовые” черты, архитекторы могли бы немного заскучать, но не тут-то было. “Каждое место — особое. Люкс заключается в том, чтобы не повторяться”, — говорит Читтерио. Если клиент обращает внимание на детали, то для авторов проекта принципиальна его типология. “Это городская гостиница, но она не совсем в городе. Курорт, но не только — в этом смысле Дубай принципиально отличается от Бали. Это место, где можно жить, — деревушка на море”, — продолжает архитектор.
Центром отеля стала марина, рассчитанная на лодки длиной до пятидесяти метров. С одной стороны располагаются корпуса резиденций — фактически это квартиры, предназначенные для постоянного проживания. В том числе восемь пентхаусов — говорят, они самые дорогие в Дубае, из которых к моменту открытия было продано семь (это притом что внутренняя отделка резиденций еще не закончилась). Ровно напротив — собственно гостиница. Здание, напоминающее корабль, отделяет марину от пляжа, вдоль которого стоят виллы для постояльцев, а за ними предназначенные на продажу коттеджи.
Работа над проектом заняла четыре года, из которых больше двух ушло на проектирование. Как рассказывает Патриция Валь, самыми трудоемкими оказались гостиничный корпус, состоящий из двух пересекающихся объемов, а также ажурные навесы над балконами, рисунок которых напоминает кораллы. Внешне очень легкие, они на самом деле имеют стальной каркас. Навесы особенно эффектно смотрятся по вечерам, в электрическом свете, льющемся из окон в пол. На случай, если постояльцы захотят приватности и окна будут зашторены, архитекторы предусмотрели для навесов отдельную подсветку.
По словам Валь, одна из главных задач архитекторов была в том, чтобы предусмотреть и запрограммировать взаимодействие постояльцев гостиницы, по большей части европейцев, с хозяевами резиденций, среди которых, судя по всему, будут преобладать местные. “Архитектура — это как кино: ты должен представить себе людей, продумать сценографию”, — говорит Читтерио.
Террасы гостиничных кафе и ресторанов спроектированы как смотровые площадки с видом на марину и расположенный вдоль нее променад — предполагается, что это то самое место, где постояльцы смогут других посмотреть и себя показать.
При этом резидентов, которые в какой-то момент могут и утомиться от чересчур активной курортной жизни, отделяет от марины буфер в виде внутренних садиков. Предполагается также, что арабских хозяев резиденций купания в водах Персидского залива интересует меньше, чем европейцев, так что жилые корпуса находятся в стороне от пляжа.
По традиции, в отелях Bulgari много материалов, специально доставленных из Италии. Стены спа облицованы камнем из Виченцы, внешне напоминающим бетон, но шелковистым на ощупь. Мрамор прибыл из Тосканы. Архитекторы также использовали для отделки в общественных зонах тик, а в номерах выбеленный дуб. В итоге получился богатый на цвета и фактуры интерьер, который работает на контрасте с достаточно суровой природой побережья Персидского залива.
Но Bulgari не просто итальянский, а римский бренд, это ключевая часть его ДКН, что нашло отражение и в дизайне. Стена в бассейне одновременно повторяет рисунок мозаик в термах Каракаллы и очертания украшений из коллекции Diva. Установленные в общественных зонах перегородки с геометрическим узором разработаны архитектором Питером Марино (он занимается бутиками Bulgari) по образу полов Пантеона. Но есть и менее очевидные моменты. “Вчера мы шли мимо шарообразных боллардов у входа в отель, — рассказывает Валь. — Антонио посмотрели на них сказал: “Возможно, они должны блестеть чуть меньше”.