В этом месяце в Большом театре наконец-то состоялась премьера балета “Нуреев”. Пока дело ограничилось двумя спектаклями — предполагается, что в репертуар театра балет включат летом 2018 года. Балет поставили при поддержке Van Cleef & Arpels, и это не случайно. Французский ювелирный Дом имеет давнюю историю взаимоотношений с балетным искусством как таковым и его выдающимися представителями. Воплощением этого романа стали брошки Ballerina.
Все началось с увлечения основателя марки Пьера Арпельса балетом. Первые броши в виде танцовщиц появились в начале 1940-х годов в Нью-Йорке, куда часть семьи Арпельсов перебралась из-за Второй мировой войны. “Пайетки”, из которых сделана юбочка этой танцовщицы, созданной в 1953 году, использовались ювелирами Дома с 1930-х годов, а в 2016 году стали основой целой коллекции Bouton d’Or.
Поначалу лица балерин делали не только из бриллиантов, но и из металла. Но вскоре у танцовщицы, быстро ставшей одним из символов Дома, появилась младшая сестра — фея, на образ которой не в последнюю очередь повлияли мультфильмы тех лет. Лица фей изначально делали из бриллиантов, придававших фигурке объем. Со временем личико из драгоценного камня огранки “роза” стало стандартом и для танцовщиц.
Драгоценные фигурки быстро набирали популярность, в том числе у знаменитых клиенток ювелирного Дома. В 1944 году светская дама Барбара Хаттон заказала в бутике на Беверли-Хиллз брошь Spirit of Beauty, которая до сих пор выглядит очень современно.
Чаще всего балерины встречаются в виде брошек, но в 1940-е годы ювелиры Дома использовали эти фигурки для украшения драгоценных пудрениц.
Покорив Америку, после окончания войны балерины и феи вернулись на историческую родину. Нередко их наряды отражали моду того времени. Например, в силуэте этой фигурки, созданной в 1947 году, легко угадывается диоровский нью-лук.
Встреча Клода Арпельса и Джорджа Баланчина подарила миру балет “Драгоценности”. В 2007 году Van Cleef & Arpels отметил сорокалетие этой постановки выпуском коллекции Ballet Précieux. Одно из украшений перед вами. Юбка этой танцовщицы выполнена в технике невидимой оправы — Дом запатентовал ее в 1933 году.
Эта фигурка появилась в 1993 году, но выглядит так, словно ее сделали в середине прошлого века. У нее даже личико золоте — как мы знаем, это особенность самых первых балерин. Ничего удивительного, ведь ее автор — ювелир Тони Фальконе, который создавал брошки с танцовщицами и феями в 1940—1960-е годы.
В 2013 году хореограф Бенжамен Мильпье поставил в парижском театре Шатле балет Reflections, навеянный украшениями Van Cleef & Arpels и посвященный миру драгоценных камней. Ювелирный Дом не только поддержал эту постановку, но и выпустил три новые брошки в виде балерин. В том же году у Van Cleef & Arpels вышла вторая коллекция Ballet Précieux: 29 драгоценностей, посвященных пяти классическим русским балетам — “Лебединое озеро”, “Баядерка”, “Щелкунчик”, “Золотая рыбка” и “Весна священная”. Конечно же, не обошлось без балерин. Эта фигурка под названием Ballerina Nikiya — из серии украшений про “Баядерку”.
Свою коллекцию 2011 года Дом посвятил пяти величайшим балам, она так и называлась: Bals de Légende (“Легендарные балы”). А где бал, там и танцы. Эта бриллиантовая брошь олицетворяет участников исторического бала, который прошел в Зимнем дворце 11 февраля 1903 года.
Эта брошь-транформер (ее можно разобрать на три отдельные фигурки) появилась в 2015 году и не привязана к какой-то коллекции. Но примечательна не этим — это довольно редкий случай, когда у балерин Van Cleef & Arpels появился партнер-танцовщик.
Маска, я вас знаю! Эта фигурка появилась в этом году в коллекции Le Secret. Сейчас у Van Cleef & Arpels без фей и балерин не обходится ни одна коллекция высокого ювелирного искусства. Миниатюрные фигурки оказались универсальным “материалом” для самых разных сюжетов — их можно переодевать бесконечно. Но в каком бы образе драгоценная балерина ни предстала перед нами в следующий раз, у нее нет шансов остаться неузнанной.