Новый год – новые тренды. Эта нехитрая истина незыблемо правит обновлением материального мира, снова и снова доказывая теорему о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Интерьерный 2017 год в этом плане последовательно шел по курсу ретростилистики, заданному несколько лет назад, но все очевиднее становится смена эстетического направления. С начала 2010-х годов дизайнеры преклонялись перед формальной упорядоченностью «золотой середины» XX века, возводя в абсолют аккуратную модернистскую геометрию, но последние пару лет в них все отчетливее зреет тяга к стилистической разнузданности, и оптимальным образцом для вдохновения становятся дерзкие эксперименты с формами, цветами и графикой 1970-80-х годов. Интерьеры, исполосованные диагоналями, буйство красок и разномастные орнаменты, нахально скрещивающиеся в едином пространстве, неукротимые эксперименты и эстетика китча – все это про интерьеры уходящего 2017 года.
Интерьерный рисунок
Полифоничная графика
Тренд, постепенно набирающий обороты, в 2017 году буквально взорвался, и дизайнеры с головой окунулись в графический шабаш. Если в недавнем прошлом линии проводов, светильников, мебельных конечностей и прочих элементов интерьера укладывались в рамки строго упорядоченных схем, то сегодня они оплетают пространства, разбегаются в разные стороны, перебивая друг друга, и порой доводят эмоциональный градус интерьера до накала визуальной истерики. Но в конечном итоге вся эта диссонансная геометрия собирается в чудаковатую интерьерную целостность, от которой ни грамма не убавишь.
Реечная графика
Учащенные вертикали деревянных планок, полупрозрачной стеной окружающие интерьер, – характерная примета восточного экоминимализма, уже давно вышедшая за пределы своей традиционной географии. Сначала ее облюбовали поклонники Азии за ненавязчивый этнический привкус, затем адепты лаконичного стиля – за визуальную невесомость, а нынче дизайнеры все чаще превращают тонкие планки в гофрированные поверхности, добавляя даже в демократичные интерьеры стройность и грацию и тем самым уравновешивая новоявленную моду на китч и визуальную неукротимость.
Цвета
Многоцветие
2016 год был однозначно сезоном розового. Обволакивающий интерьеры от пола до потолка, этот цвет кричал о своей чувственной нежности буквально из каждого второго угла. И словно в знак протеста этой беззастенчивой автократии 2017 год наполнился многоцветьем 70-х, колористическими провокациями поп-арта и радужной психоделикой. Одним словом, не палитра, а сплошное веселье.
Зеленый и компания
Конечно, розовый со сцены никто не изгонял, и он все еще популярен, но в уходящем году пару ему зачастую составляли не пастельные собратья, а цвета насыщенных, сочных тонов. В декабре 2016 Институт Pantone по традиции объявил цвет наступающего года – светло-зеленый оттенок Greenery. Весь год Greenery добросовестно нес эту вахту в компании других вариаций зеленого, а также коралловых, винных, ультрамариновых, кобальтовых и бирюзовых оттенков.
Пастельные оттенки
Да, цвета пастилы и меренги уже не на пике моды, как и сопутствующий им минимализм скандинавского толка, но дизайнерам все еще сложно отказаться от этих деликатных, чуть припыленных оттенков, ассоциирующихся с невинностью, свежестью и, разумеется, кондитерскими изделиями. Поэтому назовем пастельные тона уходящей тенденцией и воздадим дань уважения этому тренду-долгожителю.
Принты
Китч
В этом году дизайнеры словно сговорились провоцировать публику смелыми экспериментами в самых разных областях своей профессии, и дело тут не столько в желании подражать бурным 70-м, сколько в тотальной тяге к раскрепощению после затяжного периода модернизма с его тщательно выверенной геометрией. В дело пошло все: и нарочито кричащие комбинации принтов, и пьянящие коктейли из красок, противоречащие традиционным представлениям о сочетаемости, и укрупненный масштаб, и оптические иллюзии на грани сюра.
Этническая геометрия
В 2016 году популярность ярких геометрических принтов достигла своего пика, а затем медленно пошла на убыль. Дизайнеров все еще притягивают правильные упорядоченные формы с их концептуальным немногословием, но гораздо чаще их соблазняет провокационная эклектика. Тем интереснее новая мода оформлять этнические проекты на языке простой геометрии, раскладывать традиционные орнаменты на элементарные составляющие и обязательно наполнять свежеполучившиеся узоры жизнерадостными красками.
Материалы
Терраццо
Некоторое время назад на передовую интерьерной моды вышел мрамор, который добавил к своей репутации роскошного материала концептуальный аспект, прочно закрепившись в работах минималистов и даже появляясь в демократичных проектах. Однако в последнее время пару красноречивым разводам мрамора все чаще составляет мозаичная россыпь терраццо – материала, изобретенного еще в Древней Греции. До недавнего времени заливные полы, сдобренные осколками мрамора и цветного стекла, считались атрибутом венецианского стиля, но в последние годы терраццо стал просачиваться в проекты, у которых мало общего как с античностью, так и с венецианскими палаццо. И если в прошлом году терраццо только мелькал то тут, то там, в 2017-м он занял уверенную позицию одного из самых популярных материалов сезона. Оно и неудивительно – его пестрая поверхность безупречно вписывается в веселую разномастность текущего интерьерного периода.
Дерево
Мода приходит и уходит: мрамор чередуется с бетоном, латунь опережает сталь, бархат оттесняет лен, а пластик проигрывает композитам и полимерам по всем фронтам. И только дерево не теряет своей актуальности, соблазняя дизайнеров своей теплой, «живой» материей, выразительной текстурой, тактильными трещинками и неровностями или волнующей отполированной гладью.
Лаконичная роскошь
Несколько лет назад авторы роскошных интерьеров стали последовательно отказываться от избыточной декоративности и откровенных признаков стоимости проекта. Помпезные эффекты ушли в интерьеры, стилизованные под дворцовую пышность, а современные пространства научились сообщать о своем люксовом статусе иными выразительными средствами, отчасти восходящими к восточной эстетике, – натуральными материалами, природной палитрой с тонкими нюансами, сдержанными формами и строго дозированными предметами искусства. Эту тенденцию можно назвать лаконичной, умеренной роскошью, задачу которой современные дизайнеры видят не в презентации формулы «дорого-богато», а в трансляции вневременных ценностей. Камень и ценные породы дерева, цветные металлы, кожа и фактурный текстиль больше не нуждаются в дополнительном материальном оформлении – они выходят на первый план, обнажаясь и открывая свою самодостаточность.
Игра и фантасмагория
В контексте всеобщего увлечения визуальным эпатажем фантазийные пространства уже не выглядят эксцентричной причудой небольшого процента дизайнеров. Напротив, такие проекты органично вписываются в текущее интерьерное настроение, хотя и передвигают акцент с формы на содержание. Их авторы ставят эксперимент с пространством, рассматривая его как источник нарратива, вместилище новых смыслов – размашисто-эпичных или игриво-ироничных. При этом функционал интерьера не меняется, и привычная роль помещения – будь то отель, ресторан, магазин или даже офис – сталкивается с затейливой, неожиданной подачей, а его посетитель становится персонажем интерьерного сюжета. Особенно отличились в этом отношении китайские дизайнеры, выдавшие за один только 2017 год не менее пяти книжных проектов, один другого «страньше и чудесатее».
Озеленение
Мода на пышную зелень в интерьере не желает сдавать своих позиций, и это замечательно. Интересно, что началась эта мода 3-4 года назад с цветочных горшков, на которых дизайнеры упражнялись в креативности кто во что горазд. С легкой руки скандинавов причудливые горшки приняли более традиционные и даже рустикальные формы, но все же в фокусе внимания были прежде всего они, а не их содержимое. Но постепенно растения в интерьере стали увеличиваться в размерах, вытягиваясь до потолка и занимая целые стены. А что до аранжировки, дизайнеры, не сговариваясь, решили, что лучшей емкостью для всей этой флоры станет старый добрый терракотовый горшок или и вовсе деревянная кадка – и чем вместительнее, тем лучше.
Расслабленные 60-е
Про влияние 1970-х годов было сказано многое. Рассматривая остальные ретроэпохи и их отголоски в современных проектах, хочется остановиться не на граненом ар-деко, повальная мода на который неуклонно превращается в собственное послевкусие, и не на винтажной эклектике, собирающейся в душевные миксы с маркировкой «домашний уют». Все та же обаятельная стилистика 60-х, набившая оскомину одним дизайнерам и навсегда впитавшаяся в кровь другим, в 2017 году заиграла в буквальном смысле свежими красками. Мятные и коралловые стены или броские обои с пальмовыми листами, вдоль которых выстроились плетеная мебель с узнаваемыми силуэтами и разномастные кадки с зеленью, – все это черты модернизма с явным курортным привкусом и небрежными ритмами буги-вуги. Дизайнеры ориентируются на расслабленную атмосферу и соответствующую стилистику Лазурного берега, Флориды и Калифорнии или просто условного юга середины XX века. Можно предположить, что таким образом они наводят внутренние мосты между полюбившимся стилем mid-century и радикальной свободой самовыражения, вдохновленной хлестким творчеством группы «Мемфис» и ее последователей.